Вверх

Добро пожаловать на сайт еврейской общины Днепра

RSS
  • «Национальный центр софрута» в Днепре – новое помещение, новые перспективы
Знаменитый «Национальный центр софрута» в Днепре завершает переезд в новое помещение. Официального открытия еще не было, но работа мастеров сойферского искусства продолжается, а, кроме того, центр расширяет направление своей деятельности, добавляя к ней просветительскую функцию. Теперь «Национальный центр софрута» находится на первом этаже центра Менора и одновременно возле главного молитвенного зала синагоги «Золотая Роза» – вход в него из нового придела молитвенного зала.

«Во-первых, мы учим сойферов и обеспечиваем их работой, а еврейские общины, и не только в Украине, предметами нашего искусства, – рассказывает Главный сойфер НЦС раввин Реувен Марголин, – это наш принцип обучать и принимать на работу местных евреев, возрождая наши сойферские традиции, и мы, по меньшей мере в Украине – структура уникальная. Но теперь, с получением большого помещения, по инициативе еврейской общины Днепра и ее Главного раввина Шмуэля Каминецкого, мы принимаем на себя функции просветительского центра и оборудуем экспозицию, которая будет знакомить евреев и гостей общины с тем, что такое софрут, и как он осуществляется, с подробным рассказом о каждом этапе изготовления тфиллин, мезуз и Свитков».

Перерыв на переезд был минимален, ибо у центра очень много работы, которую надо сделать в определенные сроки – сейчас в нем пишутся две Сейфер Торы, которые должны быть закончены к Шавуоту. Свитки пишут два опытных сойфера, но время от времени к процессу подключается и сам раввин Марголин. «Не знаю, как мы успеем к сроку – празднику Шавуот, но успеем», – улыбается он.

Другие сойферы пишут мезузы и тфиллин, но большинство заказов, рассказывает раввин Марголин, связано с проверкой и восстановлением предметов сойферского искусства. Новое направление в этой сфере – ремонт и реставрация коробочек головных и ручных тфиллин – «батин», в буквальном переводе «домиков». «Мы не изготовляем новые «батин» для тех тфиллин, которые сами пишем, мы их покупаем в Израиле, но ремонт «батин», которые есть у евреев, мы производим, причем очень качественно и по всем правилам этого искусства, это очень востребованная услуга для членов общин, и мы ее делаем намного дешевле и с не меньшим качеством чем, где бы то ни было в мире», – объясняет раввин Марголин.

Но предмет особой гордости Главного сойфера – почти готовая экспозиция. «Не хватает только поясняющих текстов и некоторые элементов «наглядности», – говорит он, – но вот то, что в витринах не стекол – это принципиально, мы так и хотим, чтобы каждый смог потрогать руками, пощупать тфиллин на каждом этапе его создания, увидеть, чем отличаются Свитки Торы, какие бывают пергаменты и чернила, самому подержать в руках перо, которым пишет сойфер, и даже познакомиться с процессом дубления шкур для изготовления пергамента».

В экспозиции много уникальных экспонатов – исторические и необычные Свитки, например, совсем небольшой в несколько сантиметров с микроскопическими буковками, которые без лупы и разобрать то нелегко, маленькие тфиллин, которые специально изготовлялись, чтобы передавать их евреям, схваченным НКВД, КГБ, и чтобы их легко было прятать от обысков и «шмонов». Среди экспонатов есть и вполне и современные артефакты, например, «фальшивые» мезузы, подделки под софрут – листки бумаги с напечатанным машинным образом текстом, а есть и пергамент, где текст написан, но шариковой ручкой, что, разумеется, полностью лишает объект софрута его религиозного содержания.

Однако, выясняется, что технологии не обходят стороной и древнее сойферское искусство, наиболее это очевидно в технологии проверки текстов. «Использование сканеров и специальных программ – это уже вчерашний день, – улыбается Реувен Марголин, – теперь делаем так – фотографируют на смартфон, отсылают в on-line сервис и получают результат. Да это облачные технологии, что-то остается неизменным, а что-то совершенствуется. Уважаемые раввины спорят, обсуждают, например, новую технологию изготовления чернил, которые не осыпаются, не размокают, которая дает предмету софрута возможность служить намного дольше. Крупнейшие авторитеты уже признали эту технологию, которая сильно изменит всю нашу сферу, или вот перья – мы по прежнему работаем без каких-либо насадок, металлических либо пластиковых, но в мире, в основном, переходят на них, и это становится принятым. Но не исключено, что в будущем – это станет мейнстримом в софруте. Софрут – это искусство древних, но оно предназначено для нашей современной жизни, ведь задача – предоставить возможность людям кошерно и по всем законам исполнить заповедь, и если технологии помогают в этом, отказываться от них мы не будем».

Но технологии, книжные знания, облачные сервисы – все это делали второстепенные, главное это «масара» – живая передача традиций от одного человека другому. Только так сохраняется, передается и распространяется искусство сойферов. «Мы пишем тремя шрифтами – «Аризэль», «Бейт Йосеф» и «Адмор Азакен», а сефардскими шрифтами и «конэ» из тростника мы не пишем, ибо меня учили в этой традиции. Здесь именно дело в традиции передачи, она есть определяющей, именно поэтому в нашем центре работают только те, кто в нем учились, кто восприняли эту «масару». И поэтому мы берем на себя высокую ответственность и отвечаем за то, что мы делаем – и перед людьми, и перед Вс-вышним», – говорит главный сойфер раввин Реувен Марголин.

Пока еще неизвестно, когда пройдет церемония официального открытия нового помещения сойферского центра, но Реувен Марголин надеется, что это будет до Песаха: «В принципе, после того, как нам завезут оставшееся оборудование для экспозиции, нам надо будет две-три недели, и мы будем готовы встречать дорогих гостей, взрослых и детей. А работа уже кипит и будет продолжаться – ведь евреям очень нужна наша продукция, они ее ждут».